МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Анализ работы школьной библиотеки за 2009-2010 учебный год.

Анализ работы школьной библиотеки за 2009-2010 учебный год

 

      Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного плана.

    Основными направлениями деятельности библиотеки являлись:

- обеспечение учебного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;

- содействия педагогическому коллективу в воспитании обучающихся;

- привитие любви к книге, воспитание бережного отношения к печатным изданиям.

 

    В библиотеке выделены следующие группы читателей:

  обучающиеся младшего школьного возраста   -    129 чел.

  обучающиеся среднего школьного  возраста    -   202 чел.

  обучающиеся старшего школьного возраста   -      16 чел.

  педагогических работников                               -      25 чел.

  обслуживающий персонал                                 -        12 чел.

  Всего обслуживалось                                          -    394 чел.

  Объем книговыдачи                                           -   3221 экземпляр

  Число посещений                                              -    2519

     

1. Статистические данные в сравнении с предыдущим годом

 

№пп

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

1

Кол-во обучающихся  - 432

из них читателей -         330

Кол-во обучающихся  -  388

из них читателей -           347

2

Кол – во учителей  -       37

из них читателей -          37

Кол – во учителей  -         25

из них читателей    -         25

3

Другие работники   -     16

из них читателей      -    12

Другие работники  -          16

Из них читателей   -          12

 

Итого: читателей  -379 (78%)

Итого: читателей – 388 (92%)

4

Книговыдача   -  2212     

Книговыдача   -   3221          

5

Число посещений  - 2036    

Число посещений   -  2519

6

Объем библиотечного фонда – 16942 экз.

Объем учебного фонда  -5250 экз.

Объем художественного фонда – 11192экз.

Объем библиотечного фонда – 15466  экз.

Объем учебного фонда  - 5040 экз.

Объем художественного фонда – 8853 экз.

7

Книгообеспеченность – 27.5 экз.

Книгообеспеченность – 26.8 экз.

8

Обращаемость       - 0.2

Обращаемость         - 0.4

9

Посещаемость        -  5

Посещаемость       -  7

10

Читаемость       -  6

Читаемость       - 8

 

Вывод: низкий показатель обращаемости фонда 0.4 указывает на перенасыщение  в фонде библиотеки документов, не имеющих спроса. Необходимо освободить фонд от морально устаревшей и непрофильной литературы, излишней экземплярности на основе изучения его состава и использования.

  Возросший показатель читаемости позволяет сделать вывод о хорошей  пропаганде библиотечного  фонда.

По сравнению с прошлым учебным годом возросла активность посещения библиотеки школьниками.

 2.  Количественные показатели всего фонда:


№ п/п

                   название

кол-во экземпляров

        сумма

 

Основной фонд составляет

в том числе:

10415

115034-38

1.

Художественная литература

8853

63051-49

2.

Научно - популярная

822

7337-29

3.

Методическая

359

16136-98

4.

Справочная

220

17591-03

5.

Литература по краеведению

150

12288-14

6.

Литературы по Основам правосл.культ.

12

629-07

 

Учебный фонд составляет

в том числе:

5040

637048-29

1.

Учебников

4886

620672-89

2.

Кубановедение

123

12026-12

3.

Основы православной культуры

31

4349-28

 

Электронных носителей

184

32530-25

 

3. Работа с  фондом

 

Фонд библиотеки содержит научно – популярную, справочную, художественную литературу для обучающихся, а также учебники и учебные пособия, педагогическую и методическую литературу для педагогических работников. Книги расставлены соответственно технологии работы школьной библиотеки: по библиотечной классификации, по возрасту обучающихся, отдельно расположена методическая литература, подписные издания, сравочно – библиографические издания.

 В библиотеке имеется и тематическая расстановка книг: «Сказки», «Фантастика»,  «Приключения», «Трагедия и подвиг» (книги о Великой Отечественной войне), «Россия – великая судьба».

Для обеспечения учета и сохранности фонда ведется соответствующая документация. Записи в документах производятся своевременно. Все издания технически обработаны.

Энциклопедий, справочников, словарей в библиотеке – 220 экземпляров. Это  современные школьные энциклопедии по всем предметам,  14 томов «Большой Российской энциклопедии», «Готовимся к ЕГЭ» (с приложением CD). Дети в основном работают со справочной литературой в читальном зале.

Ведется работа по пополнению фонда электронных пособий. Они широко используются школьниками среднего и старшего звена, учителями предметниками для более углубленного знания изучаемого предмета, для подготовки к школьным олимпиадам. Все диски состоят на учете, ведется журнал, в котором фиксируется выдача дисков. Выявляются наиболее востребованные,   среди них: пособия по химии, биологии (учитель Глигор Н.Н.), Физика, информатика (учитель Савина Е.М.), математика (учитель Колесникова Г.Н.), география (учитель Арзуманиян Е.Б.), кубановедение (учитель Захарова Г.С.), литература (учитель Шурубова М.Н.), психолог (Околелова Е.В.). Активно используют   электронные пособия учителя  начальных классов (Сидельникова Е.В., Зинина А.В., Чинова О.В.).  Пользователи получают диски для просмотра их дома, в компьютерном классе или в библиотеке.

Большая работа проводилась библиотекарем с учебниками.  За 2009-2010 учебный год поступило 5040 экземпляров. Поступающие учебники своевременно оформляются.  Ведется картотека учебников и другая необходимая документация.

 Два раза в учебном году проводились смотры – рейды по сохранности учебников. Проверка состояния учебников показала, что многие обучающиеся небрежно относятся к учебникам (нет обложек, перегиб станиц, подчеркивание). Это, в основном, обучающиеся среднего и старшего звена.  Замечания были доведены классным руководителям класса. Проведены в классах беседы, о бережном отношении к книгам. Дан был срок для приведения в порядок учебников. В течение недели дети привели книги в порядок.

 В конце учебного года по графику прошла сдача и выдача учебников по классам.

 Библиотекарь совместно с администрацией и учителями своевременно и тщательно работает с бланками заказа на учебники.

 4. Работа с  читателями

В этом направлении библиотека работает по привитию у детей любви к книге, чтению, выработке  стимула посещения библиотеки, которая потом превращается в привычку и острую необходимость.

Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с Положением о библиотеке. Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно–информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Библиотекарь постоянно формирует у читателей навыки независимых библиотечных пользователей.

Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей новейшими педагогическими технологиями. Особой популярностью  и повышенным спросом пользовались  периодические издания «Вестник образования России», «Педагогический вестник Кубани», «Учительская газета».

Анализ чтения обучающихся показал, что они читают мало, интерес к книге становится все меньше.  Школьники старших классов обращаются в библиотеку, в основном, за программной литературой, за справочной, научно-популярной литературой.

От читателей поступило 22 запроса различного характера. В большинстве своем справки выдавались при подготовке общешкольных мероприятий, внеклассных занятий, педагогических советов.

Знакомство со школьной библиотекой обучающихся первых классов традиционно происходит в сентябре. А после праздника «Прощание с азбукой» для первоклассников проходит библиотечный урок, на котором дети узнают, что такое библиотека, знакомятся с библиотечными  правилами, о бережном отношении к книге.

Воспитание  культуры чтения обучающихся является приоритетной задачей в работе библиотеке. Эта задача решается через проведение библиотечно–библиографических уроков и в индивидуальных беседах с читателями.

В рамках программы библиотечно-библиографических занятий проведено 8 уроков:

o       Урок-экскурсия  для обучающихся 1 класса (Первое посещение библиотеки);

o       «Правила обращения с книгой» «О бережном отношении к учебнику» 1 «А» класс;

o        «Структура книги» (обложка, корешок, страницы, иллюстрации, оглавление, предисловие); «Какой я ученик, расскажет мой учебник»

     ( сохранность учебников) для обучающихся  2 «А» класса;

o        «Справочная литература. Твои первые словари, справочники и энциклопедии» для обучающихся 4 «А» класса;

o        «Структура книги. Как читать книги» (предисловие, содержание, словарь), Использование этих знаний при выборе книг, работе с ними. Цели чтения, способы чтения (просмотр, выборочное чтение, изучение) для обучающихся 5 «А» 5 «Б» классов.

o       «Справочная литература. Словари. Энциклопедии» (расширение понятий о справочной литературе. Словари, их структура и принципы работы с ними) для обучающихся 6 «А», 6 «Б» классов.

При записи  в библиотеку проводилась индивидуальная беседа с читателями о правилах пользования библиотекой, об информационных ресурсах библиотеки.

В течение года проводились  рекомендательные беседы при выборе книг, беседы с целью выявления интересов читателя, беседы о прочитанном.

Изучение информационных потребностей читателей посредством анализа формуляров читателей  и тетради учета библиографических справок, свидетельствующих о читательских интересах говорит, о преобладающем интересе к книгам по предметам: «Кубановедение» - учитель Захарова Г.С., «Литература. Русский язык» - учитель Шурубова М.Н., Иванова Е.--, «Биология» - учитель Глигор Н.Н..

 5. Воспитательная работа

 

С целью  формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации, а также способствование формированию личности обучающихся средствами культурного наследия в библиотеке большое внимание уделяется воспитательной работе. Для выполнения этих задач используются различные методы и формы индивидуальной и массовой работы.

Стали традиционными тематические праздничные выставки  ко Дню Знаний, Дню Учителя, ко Дню народного единства, Дню Конституции «Великий закон жизни», к Новому году,  ко Дню Защитника Отечества «Готовлюсь защищать Родину»,  Международному  женскому  дню – 8 марта,  к  1 мая – празднику Весны и труда,  к 9 Мая «Салют, Победа!»

Подбирая материал к этим выставкам, библиотекарь стремится рассказать не только об истории праздника, сообщить интересные факты, но  и предложить литературу для самостоятельного чтения, провожу беседы с читателями.

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины, конкурсы рисунков, беседы-диспуты, литературные игры, конкурсы чтецов.

В этом учебном году читатели познакомились с творчеством Н.А. Островского (сентябрь), М.Ю. Лермонтова (октябрь), А.П. Чехова (январь),  Ф.А. Абрамова (февраль),  Х.К.Андерсена (апрель), М.А. Шолохова (май).

Интересны для читателей и тематические выставки: «Народный календарь»,  «Чудесный мир сказки»,  «По страницам мультфильмов», «По секрету всему свету»,  «Для любознательных»,  «Родной край», «Служу России»,  «В гостях у Светофорика» и другие.

Цель таких выставок привлечь внимание детей к книгам, заинтересовать ребенка, расширять представления об окружающем мире, об истории Родины, прививать чувство патриотизма.

Традиционными также стали праздники: «Посвящение в читатели» (декабрь) для первоклассников, «Неделя детской книги» (март апрель).

Особенно ярким, запоминающим стал конкурс чтецов (январь), который был посвящен 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Принимали участие в конкурсе обучающиеся 2-4 и 5-10 классов. Когда провели конкурс, убедились, какой  большой интерес вызывает у ребят военная тематика. Тщательно подбираются поэтические произведения, проводится подборный литературоведческий анализ для того, чтобы проникновенно, выразительно прочесть каждое стихотворное произведение. И немаловажным достижением ко всему этому является набор костюма для выступления, что создает особый эмоциональный настрой как у чтеца, так и у слушателей.

С целью повышения сознания школьников, привития им любви к родному дому, семье, родителям прошли следующие мероприятия, посвященные Дню матери; выставка–обзор «Восславим женщину, чьё имя – Мать!», конкурс рисунков и плакатов, фотовыставка «Самая лучшая мамочка моя!». Была проведена конкурсно-игровая программа «Вместе мы семьЯ» между сборными обучающихся и родителей.

Эти мероприятия позволили еще раз напомнить детям о самом празднике, о важности матери в жизни каждого человека, о материнской заботе, о важности почтения и уважения своей матери.

Обучение школьников правилам дорожного движения, безопасным навыкам поведения на улицах и дорогах является неотъемлемой частью воспитательного процесса школы.  Были проведены Уроки безопасности дорожного движения, при этом использовались следующие формы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся: беседы, викторины, путешествие в сказку, просмотр видеофильмов, книжная выставка «на улице – не в комнате, о том, ребята, помните!».

В целях популярилизации здорового образа жизни среди молодежи, формирования представления о негативных последствиях воздействия наркотиков на физическое и духовное здоровье человека, привлечения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом проведены беседы с просмотром видеокассет «Разрешенная смерть», «Радость жизни без вредных привычек». Оформлены выставки: «Алкоголь, наркотики, никотин – наши враги номер один», «Пока беда не постучала в дверь».

Суицид является второй после несчастных случаев причиной смерти у молодых людей в возрасте от 13 до 18 лет, мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка (по прогнозам исследователей). Подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, ищут выхода в самоубийстве. Очень важным является поддержка ребенка в кризисе.  Был подготовлен материал для бесед на классных часах «О ценности человеческой жизни».

С целью патриотического воспитания подрастающего поколения,  знанию истории своей Родины, своего города, микрорайона, сохранению культурных и исторических памятников систематически проходит трудовой десант у памятника ДЗОТа.  В библиотеке оформлен стенд «Есть память,  которой не будет забвенья», оформлена папка «История улицы П. Плехуна (Карьерной)».      

Большой интерес вызывают у детей виртуальные путешествия, просмотры видеофильмов на разную тематику, для этого в библиотеке созданы все условия (есть телевизор и DVD плеер), после которых проводятся интеллектуальные игры и конкурсы.

 

Информационная работа

         Свою задачу библиотека сегодня видит в том, чтобы стать нужной, удобной, привлекательной для всех своих читателей.

Одной из задач школьной библиотеки является оказание помощи в информационном обеспечении учебно-воспитательного процесса педагогическим работникам. С этой целью в библиотеке ежемесячно проводятся тематические обзоры литературы, а также обзоры вновь поступившей литературы (по мере поступления).

Оказывается необходимая помощь учителям-предметникам в подготовке предметных недель и других мероприятий, а также в подборе материалов для педсоветов, совещаний, заседаний методических объединений. Осуществляется подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т.д. Постоянно оказывалась  методическая помощь классным руководителям в подборке и разработке сценариев для праздников, классных часов, выпусков стенгазет.

В последние годы особое внимание стало уделяться изучению ку6ановедения.  В библиотеке достаточное количество книг по истории родной Кубани. Школьники с энтузиазмом ищут и находят нужные материалы, узнают интересные факты из истории кубанской земли.

Интерес к отечественной истории возник, конечно, не на пустом месте. Это труд учителей, составителей учебников, познавательный и увлекательный дополнительный материал, который каждый человек может взять в библиотеке. Книга – один из самых качественных путей познания, самый надежный и самый доступный. 

 

Повышение квалификации

 

В течение всего учебного года библиотекарем велась активная работа по повышению своего профессионального уровня:

использование  в работе  информации из профессиональных изданий, а также опыта  лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальных  консультациях, постоянное изучение журнала «Школьная библиотека».

Задачи, поставленные на учебный год, в основном выполнены.

Проведены все запланированные мероприятия.

Общие выводы и предложения:

1.     Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям информационного материала.

2.     Увеличилась книговыдача и посещаемость.

3.     Значительно больше проведено бесед, конкурсов, массовых мероприятий.

4.     Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и школьниками.

5.     Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой.

6.     Активизировать работу с читателями в младшем и среднем звене.

7.     Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: