МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Имя существительное

Урок русского языка. 3 класс.
Учитель О. А. Моисеева.

Тема урока : Имя существительное.

                        Исследование слова ветер.

Цель урока: Обобщить знания об имени существительном.

                       Развивать системное мышление.

                       Активизировать и расширять словарный запас.

                                                        Ход урока.

1. Орг. момент.

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. На этом уроке мы будем исследовать слово.  Вы будете маленькими исследователями. А кто такие исследователи – это люди которые познают что-то новое и делают научные открытия . Это слово спрятано в загадке.

       По полю рыщет.
        Поет, да свищет.
        Деревья ломает.
        К земле траву преклоняет.
- Посмотрим на слово ветер с разных сторон науки о русском языке.
                
Познавательный этап.
 

 2. Первый раздел к которому мы обратимся – это ЛЕКСИКА. Лексика изучает значение слова . синонимы.

 - Что обозначает слово ветер? Давайте обратимся к словарю.

( В словаре С.И. Ожегова «Ветер - поток воздуха».

 В Б.Э.С. «Ветер - движение воздуха относительно земной поверхности. Характеризующееся силой и скоростью».)

 - Как вы думаете, какое определение точнее?

 Обычно, раскрывая понятие, мы берем предметную картинку. А можно ли изобразить ветер? Как? Да, действительно ветер изобразить нельзя – мы можем нарисовать   предметы, которые подвержены воздействию ветра. Это лес – когда мы заходим в рощу слышим как шелестят листики, трава - почему они колышатся находятся под силой ветра. Можем нарисовать облака которые плывут в небе - почему потому что их гонит ветер.

 Также лексика рассматривает и наличие синонимов.

 - Что такое синонимы?
 Какие синонимы имеет слово ветер?, Что они обозначают?
 Посмотрим в словаре синонимов.
 Вьюга - снежная буря.
 Вихрь - сильный ветер с круговыми движениями воздуха.
 Запишите синонимы слова ветер.
 
3. Что изучает ОРФОГРАФИЯ? Орфография изучает правильное написание слов.

 - Произнесем слово ветер, как говорим? Послушаем себя и определим сколько здесь «опасных» мест.

 Какой звук стоит в слабой позиции? Проговорим его несколько раз так, как пишем.

 Запишите в тетрадь, Поставьте ударение, обозначьте   безударную гласную.

 

4. Что изучает СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? Оно изучает части слова, родственные слова.

 - Какие части слова вы знаете? Посмотрим, как сконструировано это слово. Назовите его части? Как доказать , что здесь нулевое окончание?

Словообразование рассматривает и группу родственных слов. Какие родственные слова вы можете назвать? (ветерок, ветрище)

Почему они являются родственными? (у них общий корень - ветер -)

Запишите эти два слова в тетрадь.
 - О чем сообщает слово ветерок? (легкий ветер)

Через какую часть слова выражено это значение? (Через - ок-)

 - А какое значение имеет слово ветрище? (сильный ветер)

Какая часть слова несет эту информацию? (суффикс - ищ-)

 
 5. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? Этот раздел изучает (Части речи.)
 - Какие части речи вы знаете?

-Какой частью речи является слово ветер?

- Образуйте прилагательное от слова ветер
 -Вспомните что такое имя существительное?

 Давайте сделаем морфологический разбор предложения.

 С утра дует сильный ветер.
Ветер – сущ.,неод.,м.р., ед.,ч.
 
6. Физминутка.
 Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
 

7. Что изучает СИНТАКСИС? Изучение предложения и словосочетание.

Перед вами карточки со строчками поэта Михаила Исаковского:

 Осторожно ветер из калитки вышел,

Постучал в окошко, пробежал по крыше,

Поиграл немного ветками черемух,

Пожурил за что-то воробьев знакомых,

И, расправив бодро молодые крылья,

Полетел куда-то вперегонку с пылью.

 - Прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
 - Что обозначает слово пожурил?

Ребята, автор в этом стихотворении как бы одушевляет слово ветер, сравнивает его с человеком.

Запишите первую строчку этого стихотворения. Выделите грамматическую основу предложения.

Подберем к слову ветер признаки. Какой ветер может быть?

Посмотрите какие я выписала признаки.

Запишем несколько словосочетаний.

 

8. Последний раздел, который мы сегодня рассматриваем называется ФРАЗЕОЛОГИЯ.

 Фразеология изучает устойчивое сочетание слов.
 Например:                                           Бросать слова на ветер.

                                                               Искать ветра в поле.

                                                               Свободный как ветер.

                                                                Как ветром сдуло.

 
Обобщение.

 Вначале урока я сказала, что этот урок у нас необычный. Чем же он необычный?

Что нового узнали?
 У вас на партах лежат смайлики, если вам все было понятно и интересно нарисуйте

вот такую улыбку, если что-то было непонятно – вот так, а если совсем неинтересно и непонятно, то вот так.

Ребята, многие писатели и поэты давали красочное описание ветру. Готовясь к этому уроку я нашла вот такие строчки, послушайте.

 Сергей Козлов

- По осеннему лесу ходит ветер. Ходит ветер, опираясь на сосны. Стонут сосны, роняют шишки.

А.Екимцев
 - В журавлином небе
 Ветер тучи носит
 Шепчет верба вербе:
 «Осень . Снова осень.»

Я вам предлагаю тоже найти описание ветра либо в стихотворении, либо в рассказе, а может вы найдете научное описание слова ветер. Это и будет вашим домашним заданием.

 

                                                              

                   
 
 
 
 
 

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: