МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Литературное чтение по творчеству С. Михалкову

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный 100-летию Сергея Михалкова (13.03.2013г.)

Учитель: Чинова Оксана Викторовна
 Тема: Друзья-книжки С.Михалкова.

 Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве С.Михалкова;

 Задачи:         Познакомить детей с произведением С.В. Михалкова ;

           Расширять круг чтения детей;

           Развивать речь, выразительное чтение, образное мышление, любознательность;

           Развивать творческие способности, память, внимание, воображение детей.

           Воспитывать интерес к читательской деятельности, воспитывать положительные

           качества: дружелюбие, товарищество, взаимоуважение и т.д.

Оборудование: презентация к уроку «Друзья-книжки С.Михалкова», гимн России, Мультфильм «Заяц-симулянт».

 
Ход урока

1.     Организационный момент.

Звучит гимн Российской Федерации.

- Ребята, а почему вы встали? (Потому, что звучит гимн Российской Федерации).

-Послушайте небольшой отрывок из произведения
Чтобы стать героем, 
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом, 
Скромным в слове каждом.
Слабому - опорой
В поединке смелым, 
Преданным народу
Мыслями и делом

 - А почему вы не встаете? (потому, что это обычное произведение).

- А что у них общего?

-Ребята, вы не поверите, два совсем разных произведения по значимости объединяет один автор, Сергей Михалков.

2.     Сообщение темы урока.

-Наш урок будет добры,  веселым, потому что мы его проведем   в компании друзей – героев произведений С.Михалкова. Тема сегодняшнего урока «Друзья-книжки Сергея Михалкова», посвященного 100-летию С.Михалкова.

3. Беседа по творчеству С.Михалкова.

– Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

– А что вы знаете о его жизни? Сядьте удобно и внимательно слушайте.

Родился Сергей Владимирович Михалков 13 марта 1913 года в Москве. Серёжа в детстве много читал. Чтение настолько увлекало его, что он читал при свете карманного фонаря, накрывшись с головой одеялом. В обычную школу Сережа пошел с четвертого класса. Стихи он стал писать рано, когда ему исполнилось 15 лет, они впервые были опубликованы. По вечерам он выпускал свой домашний журнал, где был одновременно и редактором, и художником, и автором. Читателями были все домашние и ближайшие родственники. Не сразу Сергей Михалков стал писать стихи для детей. И вот в 1936 году вышла его первая книжка стихов.

-   А какие произведения С.Михалкова вы знаете?

   А знаете ли вы, что он еще писал сценарии к мультфильмам?

- И сегодня мы просмотрим один из них.

4.Просмотр мультфильма «Заяц-симулянт»

5. Литературная викторина по произведениям С.Михалкова

Трусы и рубашка лежат на песке,
Упрямец плывет по опасной реке. («Фома»)

Нос распух, не видно глаз,
Перекошена щека,
И впиваясь, как игла,
На хвосте жужжит пчела. («Щенок»)

 Говорят ему в кино,
Вы, товарищ, сядьте на пол.
Вам, товарищ, все равно. («Дядя Степа»)

И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.
Ни к тому, чтоб стать пилотом,
Быть отважным моряком,
Чтоб летать за пулеметом,
Управлять грузовиком.
Он растет, боясь мороза. («Про мимозу»)

Я вхожу одним из первых
В медицинский кабинет.
У меня стальные нервы
Или вовсе нервов нет («Прививка»)

Ищет бедная старушка
За подушкой, под подушкой,
С головой залезла
Под матрац, под одеяло,
Заглянула в ведра, в кружки,
В боты, в валенки, ботинки
Все вверх дном перевернула,
Посидела, отдохнула,
Повздыхала, поворчала
И пошла искать сначала. («Где очки»)

Мы живем в одной квартире,
Все соседи знают нас.
Только мне звонить – четыре,
А ему – двенадцать раз.  («Мы с приятелем»)
Я карандаш с бумагой взял,
Нарисовал дорогу,
На ней быка нарисовал,
А рядом с ним корову.    («Рисунок»)
Это просто мальчик Витя.
Мамин Витя, папин Витя.
Из квартиры номер 6.
Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных
Ничего не хочет есть.    («Про мимозу»)

(слайд 10 )Мишка кормит, Мишка поит –

Ловко я провел его!
А меня не беспокоит
Ровным счетом ничего!    (басня «Заяц – симулянт»)

(слайд 11 )Вот у Коли, например,

Мама милиционер.
А Толи и у Веры
Обе мамы инженеры. «А что у вас»)

- А вы знаете, из какого произведения эта фраза?

На сцене шел аукцион:
Детей с отцами разлучали.
И звон оков, и плач, и стон

Со всех сторон в толпе звучали. (……)

6. Работа над произведением «Хижина дяди Тома».

  Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу в 1852 г. написала роман «Хижина дяди Тома», в котором рассказала о жизни рабов в Америке и жестокости рабовладельцев. В театрах мира и сейчас идет пьеса Хижина дяди Тома» по роману Гарриет Бичер-Стоу. А поскольку Михалков был еще и переводчиком, то произведение английской писательницы он перевел на русский язык. А что у него получилось, мы сейчас посмотрим.

7. Словарная работа.

-Но прежде, чем читать это произведение, мы должны с вами разобрать те незнакомые слова, которые нам встретятся.

Аукцион – продажа вещей или имущества, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционист – человек, ведущий аукцион

Оковы – кандалы

Плантатор – владелец плантаций, землевладелец

Доллар – денежная единица США

Черед – очередь

Раб – невольник, человек, обращенный в собственность, состоящий в полной власти от хозяина.

Выкуп - плата, деньги, которыми выкупают.

Валюта – иностранные деньги.

Набивает цену – повышает цену.

Порыв – сильное проявление чувства

9. Первичное чтение( учителем)

-Какие чувства у вас вызвало это произведение? (жалость, безысходность, ужас)

10. Вторичное чтение детьми.

-Ребята, а кто хотел бы быть на месте дяди Тома? Есть в классе такой человек? А почему нет? (Потому что это страшно испытать это чувство, быть проданным кому-то).

-А давайте посмотрим, какими словами, фразами вызывает Михалков в нас эти ощущения?

 -А кто хочет побыть на месте аукциониста? Есть такие? Как вы думаете, каким надо быть человеком, чтобы быть готовым продать людей? запись качеств на доске. (Безжалостным, бессовестным, быть подчиненным кому-то, как раб, значит выполнять чью-то волю, раб своих желаний, он делает это за деньги. Получается, что за деньги он готов это делать, уничтожать других детей).

- Кто здесь положительный герой? (Девочка. Она ошарашена была, удивлена. Она испытала жалость к этому человеку).

-Если бы у вас была машина времени, кем бы вы точно не хотели стать?

-Ребята, в какой фразе заключается главная мысль произведения?

(Добро сильнее, чем валюта!)

11. Иллюстрация к произведению.

- Нарисуйте иллюстрацию.

12. Итог урока.

 В каких жанрах работал С.Михалков, кем был: писателем, поэтом, баснописцем, драматургом, был автором текста двух гимнов, сценаристом.

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: