МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Обособление обстоятельств

Урок русского языка в 8 классе
Учитель Акопян Сусанна Григорьевна

                           Тема урока:  Обособление обстоятельств

Цель:   повторить известные сведения о деепричастии, деепричастном обороте; дать понятие об обособлении обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Задачи:  формирование знаний об условиях обособления обстоятельств,  умения распознавать и выделять обстоятельства,  выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами; развивать мышление, память, речевые умения.

Оборудование:  интерактивная доска,  таблица, опорные схемы, раздаточный материал, слайды.

Тип урока:  урок объяснения новой темы.

                                        Ход урока

 1. Орг. момент:  а) проверка дом.задания
                              б)   постановка цели.

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте,  ребята. Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы познакомимся  с условиями обособления обстоятельств, научимся выделять интонационно и на письме обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

 2. Фронтальный опрос.

 - Сейчас самое время вспомнить  некоторые теоретические вопросы:

- Что такое обособление? (Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.)

- Какие члены предложения могут обособляться?  (Второстепенные члены предложения.)

-  Как выделяются обособленные члены  предложения в устной речи и на письме? (В устной речи – интонацией, на письме – запятой. )

- Чем  может осложняться простое предложение? (Вводными словами, обращениями, однородными членами предложения, причастными, деепричастным оборотами, одиночными причастиями и деепричастиями.)

        а) Анализ предложений.(предложения записаны на доске)

    Петляя, тропа спускалась вниз. - Петляя между камней, тропа спускалась вниз.

       б) Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1)   Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И.Бунин.)

2)    Горячим пламенем горел костёр, бросая в темноту скупые блики света.(Г.Федосеев.)

 3)   Туман, редея, ползёт вверх. Шум, удаляясь, затихал.

3.  Объяснение нового материала.

  Повторение  пройденного  о  деепричастии:

- Что такое деепричастие? ( Особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное к глаголу действие. )

- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами.)

-Какую синтаксическую роль они выполняют в предложении?( Являются обстоятельством.)

- Как выделяются на письме? (Запятой, т.е. обособляются.)

 Учитель . Работа по учебнику (параграф 30,стр.144,145) (Сообщаю учащимся, что одиночные деепричастия иногда теряют глагольные признаки и переходят в наречия. Отличить одиночное деепричастие от наречия помогает интонация: перед наречием и после него паузы обычно нет, а после одиночного деепричастия, как правило, соблюдается. Ср.: Он шутя справился с этой трудной задачей(легко, быстро).- Шутя, брат то и дело строил смешные рожицы.

 Не выделяются  запятыми наречия, образованные от деепричастий.

 спал сидя                      работал стоя                      нехотя встал      

читал лежа                   слушал молча                      шел не спеша     шел не торопясь

Весть день носились тяжелые облака, закрывая солнце.

Расспрашивая, горы перейдешь.

Он читал лежа.

Он работал не покладая рук

                                         ( слайд 1)

 Знакомство с условиями обособления обстоятельств по таблице.

4 .Закрепление  материала. Чтение правила на стр.144
             Применение знаний.  

- А. С. Пушкин говорил о знаках препинания: «Они существуют,  чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание»

Списать предложения  и расставить знаки препинания. Указать,  из каких стихотворений А. С. Пушкина взяты эти строки:

               1.   Дробясь о мрачные скалы

                      Шумят и пенятся валы.

                              ( Обвал)

                2.   Под голубыми небесами

                      Великолепными коврами

                      Блестя на солнце снег лежит.

                               ( Зимнее утро)

                3.   Буря мглою небо кроет

                     Вихри снежные крутя…

                                ( Зимний вечер)

                 4.  Здесь тучи смиренно идут подо мной

                      Сквозь них низвергаясь шумят водопады.

                                ( Кавказ)

                 ( слайды  2,3,4)  

.                                      Выборочный диктант  

 - Ученые, исследовав многие виды пернатых, пришли к выводу, что самый чуткий слух у фазанов, а самый зоркий глаз у орлов. Попробуем узнать, насколько хорошо развит ваш слух.

                                                    Портрет

       Один герцог захотел, чтобы великий художник написал его портрет. Вызвал художника в замок, объяснил, чего хочет. Художник согласился.

  Герцог спрашивает: «А сколько стоит твоя работа?» Художник называет сумму, сравнимую со стоимостью замка герцога.

        Герцог соглашается, отсчитывая мешки с золотом. «Сколько времени тебе надо на работу?», - спрашивает герцог.  «Управлюсь за три часа», - отвечает художник. Герцог ошеломлен:  «То есть все эти деньги я плачу тебе за три часа работы?»  «Да,  но предыдущие 35 лет я потратил на то, чтобы научиться делать это за три часа»

      Герцог скрепя сердце расстался с золотом.   А  художник шутя выполнил его заказ.                  

           Из данного текста выписать предложения с обстоятельствами, выраженными одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

  Объяснить,  почему не ставятся запятые в 2-ух  последних предложениях. (В составе фразеологизма в предпоследнем предложении и  в последнем предложении деепричастие утратило значение глагольности)

- Каждая притча содержит поучение. Чему учит эта притча? Чтобы  в совершенстве овладеть мастерством, надо долго и упорно трудиться. То же можно сказать и об учении. Ведь недаром  говорят: «Добывание знаний равносильно копанию колодца иголкой»

                                    Игра  «Третье лишнее»

1. Изучая  «птичий»  язык, ученые все больше узнают о них

2. Для фазанов важно, как звучат шаги.   ( Сложное предложение)

3. Любопытство свойственно фазанам и часто губит их, притупляя чувство опасности.

   5. Домашнее задание: повторить параграф 29, выучить параграф 30, выполнить упр.325

Доп.зад.:произвести синтаксический разбор предл.(по вариантам)

    6. Итог урока (рефлексия)

 - Что мы узнали на уроке? ( При каких условиях обособляются обстоятельства)

- От чего зависит обособление обстоятельства?  (От способа выражения  обстоятельства, места и значения деепричастия)

-
 

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: