МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Педагогические технологии

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проблемное обучение

 Создание   в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности. Происходит усиление мотивации к самостоятельной деятельности, при этом используются различные источники информации.

Разноуровневое обучение

 У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения

 Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению, так как проекты чаще всего выходят за рамки предметного содержания, переходя на уровень социально значимых результатов.

Стадии:

1. Разработка проектного задания            

 1.1 Выбор темы проекта

1.2 Выделение подтем в темах проекта

1.3 Формирование творческих групп

1.4. Подготовка материалов к исследовательской  работе

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

2. Разработка проекта

3. Оформление результатов

4. Презентация

5. Рефлексия

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

-низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

-низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

-недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

-нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

Исследовательские методы в обучении

 Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Обучение в сотрудничестве (работа в парах, групповая работа)

 Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применяя психолого-педагогические диагностики личности. В итоге развивается взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей.

Коллективный способ обучения (КСО)
(А.Г.Ривин, В.К. Дьяченко)

Такая организация , при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Одним из преимуществ КСО является высвобождение учителя от значительной доли фронтальной работы с классом и соответственно увеличение времени для индивидуальной помощи учащимся.

Информационно-коммуникационные технологии

 Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровьесберегающие технологии

 Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении, создает благоприятный психологический климат. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога

Система  инновационной оценки «портфолио»

Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

 Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Материал вводится крупными дозами, блочно, оформляется в виде опорных схем- конспектов, в которых закодирован учебный материал. В итоге каждый ученик, работая в группе, приобщается к трудовому напряжению, у него возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, формируется ответственность, честность.

Модульное обучение

 

Данная технология преобразует учебный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуальной программе. Учебный модуль включает законченный блок информации, целевую программу действий учащегося, рекомендации учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения.

Кейс - метод

(анализ конкретной ситуации)

Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи. Кейсовая технология – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Дифференцированное обучение
 

Дифференцированное обучение – это

форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах.

Технология поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

В данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения- один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы избежать возможных ошибок. В учебном процессе используется четырехурочный цикл:

1.      Урок объяснения (важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом)

2.      Урок решения задач (предполагает дифференцированный и индивидуализированный подход)

3.      Урок общения в форме работы в парах, взаимопроверки

4.      Самостоятельная работа (организуется с помощью дидактических материалов и экспрессовых фронтальных способов контроля)

Личностно-ориентированное обучение

(И.С. Якиманская)

 

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Педагогическая мастерская

В данной технологии главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы. Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы при участии учителя- мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников. Основные методические приемы: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Перечисленные этапы технологии  призваны обеспечить решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создают условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной  исследовательской и познавательной деятельности.

Технология критического мышления
 

Данная технология позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора…», а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Три основные фазы в новой педагогической технологии:

Вызов

Реализация (осмысление)

Рефлексия

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Она позволяет:

-          актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

-          вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Она позволяет ученику:

-          получить новую информацию;

-           осмыслить ее;

-          соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

-           целостное осмысление, обобщение полученной информации;

-           присвоение нового знания, новой информации учеником;

-           формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Технологические приемы в рамках технологии:

1. Кластеры(выделение смысловых единиц текста)

2. ИНСЕРТ(маркировка текста значками по мере его чтения)

(«√» - уже знал, «+» новое, «--» думал иначе, «?» не понял, есть вопрос)

3. Дерево предсказаний по теме (ствол - тема, ветви - предположения, листья - обоснования, аргументы)

4. Чтение с остановками(задать вопрос к блоку материала)

5. Графическое отображение полученной информации с целью систематизации (схема , таблица, график и т.д.)

6. Двухчастный или трехчастный дневники, бортовые журналы;

7. Синквейн (1 сущ + 2 прил + 3 гл + крылатая фраза, чувства + син. слова)

Метод дебатов

Проведение соревнований по методу «Дебаты» среди учащихся содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены

Дебаты формируют :

-умение формировать и отстаивать свою позицию;

-ораторское мастерство и умение вести диалог;

командный дух и лидерские качества.

Данный метод развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога, дискуссии:

 - развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

 -развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

 -формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

 - формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

 -формирование навыков слушания и ведения записей.

Дебаты — интеллектуальное соревнование, развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения. Наиболее подходит для проведения урочных и внеурочных занятий в старших классах. Требует определенной подготовки от участников и ведущего.

Дебаты предусматривают следующую последовательность действий: подготовка к игре, игра, анализ игры.

Развивающее обучение - это обучение, создающее условия для реализации каждым учеником своих индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, социальных установок, направленности личности.

(Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдов)

 

Данная дидактическая система основана  на взаимосвязанных принципах:

   1. Обучение на высоком уровне трудности;
   2. Ведущая роль теоретических знаний;
   3. Высокий темп изучения материала;
   4. Осознание школьниками процесса учения;

   5. Систематическая работа над развитием всех учащихся.

Педагогический процесс в условиях развивающего обучения всегда носит характер парного диалога — учителя с учеником. Можно выделить ряд характеристик сформированной учебной деятельности: открытость к критике, самооценке, самоконтролю, равноправие всех ее участников, умение строить свою работу в достаточно жесткой системе. В развивающем обучении центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик. И функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности детей.

Специфический результат развивающего обучения состоит в свободном развитии каждого ученика как субъекта учения и как личности. Свободное развитие это такое, которое не подчинено заранее заданной норме, оно не имеет эталона. Развивающее обучение дополняет, а не отвергает традиционные и другие типы обучения.

 

«Современные образовательные технологии»

Андюхов, Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова //Директор школы.- 2010.-№4.-С.61-65

Головашкина, Л. Сдвоенный урок как обмен житейским опытом / Л. Головашкина// Педагогическая техника.- 2010.- №1.-С.29-30

Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после.- 2010.-№1.-С.36-38

Новикова, И. Этапы познания: Организация проблемного обучения / И. Новикова // Спорт в школе. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.8

Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке /А. Золотухина // Математика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№4.-С.3-5

Громыко, Г. Обучение в парах – и просто, и сложно /Г. Громыко // Директор школы.- 2010.-№3.-С.67-70

Брендина, Н. В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№19.-С.11-13

Поздняк, С.Н. Дифференциация на основе когнитивных стилей учащихся как способ повышения качества образования / С.Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2010.-№5.-С.21-27

Андреев, О. Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги /О. Андреева// Школьное планирование.- 2010.-№2.-С.107-114

Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии.- 2010.-№2.-С.105-153

Гузеева, В.В. Исследовательская работа в профильном обучении /В.В. Гузеева // Народное образование.- 2010.-№7.-С.192-196

Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы.- 2010.-№1.-С.55-58

Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно- ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель.- 2010.-№5.-С.51-54

Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии.- 2009.-№6.-С.77-89

Басынина, Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67

Рево, В. Паспорт здоровья как инструмент здоровьесберегающей технологии /В. Рево // Народное образование.- 2008.-№8.-С.193-195

Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование.- 2008.-№7.-С.211-216

Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа.-2008.-№6.-С.75-76

Новикова, Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент оценивания /Т. Новикова // Директор школы.- 2008.-№2.-С.32-35

Дьяченко, В. Коллективный способ обучения становится массовой практикой /В. Дьяченко // Народное образование.-2008.-№1.-С.191-197

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: