МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Урок математики в 1 классе.

Урок математики в 1 классе.

      Тема урока: Ознакомление с понятием сложения и вычитания.

Разработала учитель начальных классов Сидельникова Екатерина Вячеславовна

          Смысл действий «сложения» и «вычитания» раскрывается на уроке, где осуществляется обобщение известного случая прибавления и вычитания «1».

     Цель данного урока: познакомить с сущностью действий «сложения» и «вычитания»; систематизировать знания о случаях прибавления и вычитания «1».

На подготовительном этапе данного урока необходимо вспомнить, как получается каждое последующее и предыдущее число. Также я предлагаю следующие задания:

- Назовите любое число, потом ему последующее, предыдущее.

- Я задумала число, увеличила его на 1, получила 6. Какое число задумала.

- Вставьте пропущенный знак, объясните ответ:

     6…2 = 8                                        9…1 = 8

    7 + … =8                                       10 - …=9

- Решите задачи:

У Коли было 4 марки, Петя подарил ему ещё 1. Сколько марок стало у Коли?

На дереве сидело 5 синиц, улетела 1 синица. Сколько синиц осталось на дереве? 

С целью знакомства с сущностью действия «сложения» целесообразны следующие задания:

- Посмотрите на доску, проследите, что я делаю, и составьте рассказ.

На доске, например, 3 красных круга и рядом 2 синих. Учитель сдвигает красные и синие круги. Ученики составляют рассказ. Например, Маша сдвинула 3 красных и 2 синих круга.

- Как можно иначе назвать произведённое действие?  (объединила, соединила).

- Задайте вопрос.

- Сколько всего кругов? (необходимо обратить внимание на слово «всего»)

- Составьте выражение. (3+2)

- Прочитайте запись. (Ученики читают запись по-разному).

-Числа можно складывать, и мы сложили числа два и три. Это действие называется «сложение».

Аналогично вводится действие вычитание.

На доске 3 красных круга. Учитель убирает 2.

- Составьте рассказ.

- Составьте выражение.

Учитель делает обобщение, что числа можно вычитать, действие называется «вычитание».

На данном же уроке осуществляется обобщение и систематизация знаний учащихся о способе прибавления и вычитания числа 1 путём составления таблиц сложения и вычитания.

 Учитель показывает демонстрацию: 1 красный круг, к нему добавляют ещё 1 красный круг.

- Составьте задачу, запишите решение.

- Появляется запись: 1+1 = 2.

- Какое математическое действие выполнили? (сложение)

- Представьте, что я ещё добавлю один круг.  (Круг учитель не добавляет)

 - Запишите решение.  (2 + 1 = 3)

Таким образом, составляется вся таблица сложения, остальные примеры дети записывают самостоятельно.

Затем необходимо проанализировать таблицу: меняется первое число на один, второе остаётся без изменения, меняется и результат на 1.

 Аналогично вводится таблица на вычитание.

На доске 10 красных кругов. Учитель убирает 1 круг и предлагает ученикам составить пример. Потом убирает ещё 1 круг.

 Составляется таблица: 10 – 1 = 9          9 – 1  = 8.

Далее дети записывают примеры самостоятельно, представив, что круги убирают по одному.

Таким образом, составляется вся таблица на вычитание и проводится её анализ с целью установления закономерности: если уменьшается первое число на 1, то результат уменьшается на 1.

 Обобщение:

- Какое действие над числами выполняли в первом столбике? Докажите.

- Какое действие над числами выполняли над числами во втором столбике? Докажите.

 На этапе осознания и запоминания новых знаний данного урока целесообразно предложить игру «День-ночь». Учитель стирает элементы записи или меняет их местами, а учащиеся их должны восстановить. Это способствует запоминанию таблицы и способа её составления.

На уроке по теме: «Прибавить и вычесть по 1» необходимо познакомиться со случаями прибавления и вычитания по одному. На этапе изучения новых знаний данного урока учитель первый раз создает проблемную ситуацию.

Проблемная ситуация - это мысленное затруднение, которое необходимо преодолеть средствами интеллекта.

Учащимся предлагается решить примеры с объяснением:

3 + 1 =                                            7 + 1 =

4 – 1 =                                             8 + 1 + 1 =

5 – 1 – 1 =                                       9 – 1 =

Новые примеры дети решить с полным объяснением не смогут, но выделяют их.

 

- Составьте рассказ по демонстрации. (Учитель показывает демонстрацию, где прилетела сначала одна птичка, потом ещё одна).

- Найдите, какой из новых примеров соответствует демонстрации.

После чего учитель предлагает другую демонстрацию и тоже просит детей найти соответствующую запись. (Учитель показывает демонстрацию, где сначала улетела одна птичка, потом другая).

На доске выделяется две записи: 3 + 1 + 1 =

                                                        3 – 1 – 1 =

Далее учитель вводит алгоритм решения данного примера, обучая детей составлять памятку:

- Что надо сделать?  (Надо решить пример 3 + 1 + 1 =)

- Что сделать сначала?  (к 3 прибавит 1)

- Что сделаем потом? (потом прибавим ещё 1)

- Вычислите.  (К 3 прибавит 1, получим число, следующее за «3» - это «4»; к 4 прибавить 1, получим следующее число «5»)

- Прочитайте ответ. (3+ 1 +1 = 5)

Параллельно учитель выставляет карточки с опорными словами, и постепенно получилась памятка к  решению примера:

Надо…

Сначала…, потом…

Вычисляю…

Читаю ответ.

На этапе осознания и запоминания новых знаний целесообразно предложить учащимся привычную игру «День-ночь», стирая как знаки в записи, так и опорные слова алгоритма.

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: