МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Урок окружающего мира.

Урок окружающего мира в 4 классе экологического направления по теме «Природные зоны России»
Учитель: Моисеева О. А.
Тема: Природные зоны России.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Природные зоны России».
Задачи:
1. Способствовать формированию познавательных процессов.
2. Учить умению рассуждать, сравнивать. Анализировать, делать выводы, давать полные ответы.
3. Целенаправленное формирование целостного сознания и поведения младшего школьника. Дать возможность испытать себя в реальных условиях.
4. Создание условий, раскрывающих индивидуальные способности и творческий потенциал каждого ученика.
5. Развитие наблюдательности, любознательности , коммуникативных навыков, умение работать в группах, пользоваться продуктами совместной деятельности.
6. Воспитывать экологическую культуру, стремление к знаниям, чувство долга и любви к природе, к Родине; желание быть достойным гражданином своей Родины.
 
Оборудование: гербарий растений; карточки с описанием природных зон России; конверты с карточками разрезанной на части таблицей «Природные зоны»;  карта природные зоны России, альбомные листы, фломастеры для оформления, таблички с названиями творческих групп, бейджики.
 
Материалы: Игра «Это здорово», загадки, отрывок из рассказа М.Пришвина «Кладовая солнца».
 
 
                            Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
- Ребята, какой сейчас урок? (Окружающий мир.)
- Эпиграфом к нашему уроку послужит отрывок из рассказа М. Пришвина «Кладовая солнца».
- Внимание на экран. (Чтение эпиграфа учителем.)
- Выбор эпиграфа не случаен, в нём заключается самая злободневная проблема человечества.
- К концу нашего урока мы вернёмся к этому высказыванию, и для вас оно зазвучит по другому, так как наполнится определённым смыслом, и я получу ответ на свой вопрос.
- Какой смысл вы, ребята, вкладываете в эти строки?
- О чём пойдёт речь на уроке?
II. Сообщение темы и цели урока.
- Тема урока «Природные зоны России».
- Мы закрепим и обобщим знания о природе, растительном и животном мире нашей страны.
- Наш урок будет проходить в необычной форме.
- Внимание на экран.
- Для чего человеку нужны эти предметы?
- Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по природным зонам нашей необъятной Родины.
Перед вами карта природных зон России. Какие зоны находятся на территории нашей России, покажите на карте.
- Работать будем в группах. В каждой группе будет свой руководитель, секретарь, контролёр, оптимист, критик и экспедитор. Каждый из вас действует согласно инструкции. Победит группа, набравшая наибольшее количество баллов.
- В любом путешествии необходимы находчивость, смекалка, знания.
III. Работа по теме урока.
1)Начнем с разминки.
- Давайте разгадаем загадки о животных, обитающих в различных природных зонах. Необходимо назвать животных и зоны, в которых они обитают. За каждый правильный ответ группа получит 1 балл.
1. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица – степь, горная местность, пустыня.)
2. Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога, раскинув широко. (Северный олень – тундра; благородный олень – тайга.)
3. Плывёт по морю великан,
Пускает из воды фонтан. (Кит – арктическая пустыня.)
4. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд – пустыня.)
5. Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось – тайга.)
6. Белокрылые хозяйки
Над волной летают… (Чайки – арктическая пустыня, черноморское побережье Кавказа.)
7. Из куста шипуля,
За ногу хватуля. (Змея – пустыня; степь.)
8. Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь.)
9. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (Рысь – тайга.)
2) Работа с гербарием.
- Животный мир вы знаете хорошо. А теперь проверим, как вы знакомы с растительным миром природных зон. Сейчас каждая группа получит гербарий. Вы должны определить, что это за растение, как оно называется и в какой природной зоне произрастает. За каждый правильный ответ группа получит 2 балла.
 
3) Работа с карточками.
- А сейчас каждая из групп получит конверты с карточками, где описываются различные природные зоны. Вы по описанию должны назвать природную зону, о которой идёт речь. За каждый правильный ответ группа получит 2 балла.
Карточка 1.
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. В этой природной зоне несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – царит темнота. (Зона арктических пустынь)
Карточка 2.
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел полозьями нарт. (Тундра.)
Карточка 3.
Эта природная зона занимает больше половины территории России. Здесь условия для живых организмов более благоприятны, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче. (Лес)
 
Карточка 4.
С приближением лета с каждым днём становится, всё жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – она пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались травы с узкими листьями. (Степь.)
 
Карточка 5.
Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня.)
 
Карточка 6.
Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Эта зона протянулась узкой полосой по побережью Черного моря. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Море за лето нагревается, а зимой отдает свое тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных ветров. (Субтропическая зона)
Физминутка.
Наши нежные цветочки
Распускают лепесточки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветочки
Закрывают лепесточки.
Тихо отдыхают.
 
4) Практическая работа.
-В следующем задании, необходимо, установить соответствие природных зон. Вы получите конверты, в которых находятся карточки с разрезанной на части таблицей «Природные зоны». Необходимо выбрать только то, что относится к заданной природной зоне. За каждый найденный правильный ответ группа получает 1 балл.
Таблица «Природные зоны».
Природ-ная зона
Положение
зоны  
Природные
особенности
Растения
Животные
Птицы 
Преоблада-ющие
занятия
населения
 
Аркти-ческая пустыня
Северный Ледовитый
океан и острова, располо-
женные
там
Лето корот-
кое, холод-
ное. Зима
длинная.
Пол года -
полярный
день, пол года – ночь.
Мхи, ли-
шайники
поляр-ный мак.
Морж,
тюлень,
белый
медведь,
кит,
касатка.
Чистик
кайра,
тупик,
гагара.
Охота, рыболовство,
научные
исследования,
перевозка грузов на кораблях.
Тундра
Вдоль берегов Северного
Ледовитого
океана.
Короткое
прохладное
лето, много-
летняя
мерзлота.
Длинная
морозная
зима, много снега и сильные
метели.
Карли-
ковая
берёза,
поляр-
ная ива,
морошка
брус-
ника,
голуби-ка.
Северный
олень,
песец,
лемминг,
волк.
Белая
сова,
куропат-
ка,гуси,
утки,
лебеди.
Оленеводство,
охота,
рыболовство,
добыча полезных
ископаемых.
Лесная
зона
К югу от зоны тундры
Лето тёплое,
зима короче, чем в тундре и мягче.
Ель, сосна, кедр, липа, берёза, осина, черника, брусни-
ка.
Барсук, лисица, белка, бурый медведь, куница, рысь, лось.
Филин,
кукуш
ка,
иволга,
дрозд,
сорока,
ворона,
дятел.
Охота, лесо-
заготовка,
земледелие,
животноводс-
тво, добыча
полезных
ископаемых,
изготовление
товаров на фабриках и заводах.
Зона
степей
К югу от лесной зоны
Лето тёплое,
продолжи-
тельное, засушливое.
Часто дуют
ветры – суховеи, пыльные бури.
Тюльпа-
ны,
ирисы,
ковыль,
типчак.
Злаки.
Суслики,
степная
гадюка,
хомяк, степной хорёк,
сайгак, лиса.
 
Степной
орёл, степной жаворо-нок, пустель-га, дрофа.
Животноводство, растеневодст
во.
Песчаная пустыня
Южнее степей.
Лето продолжительное очень жаркое, ночи прох-
ладные, очень мало осадков.
Верб-
люжья
колючка
колос-няк, джузгун,
полынь.     
Верблюд,
сайгаки, песчанка, священ-ный скарабей, змеи, пауки.
Саджа
Разведение
овец и верблюдов.
Субтро-пическая зона
Вдоль побережья Чёрного моря
Умеренно жаркое лето,тёплая зима.
Зимой идут дожди, если выпадает снег, то очень быстро тает.
Дуб, бук, каштан насто-ящий, кипарис, пальма, инжир, персик.
Косуля, цикада, ящерица кавказс-кая, богомол, краб.
Чайки, бакланы,
дельфи-ны.
Туристичес-кий бизнес
 
-Подсчёт баллов.
Критерии оценивания:
15-18 баллов – «5»;
10-14 баллов – «4»;
5-9 баллов – «3».
Выставление отметок.
5) Правила поведения в природе.
Все путешественники должны знать и соблюдать правила в общении с природой, чтобы не нанести ей вред. Давайте вспомним правила.
-Не шумите в природе!
-Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
-Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
-Убирайте собой мусор!
-Не кидайте мусор в речку!
-Не бейте в лесу стекло!
-Соблюдайте правила сбора грибов, ягод и трав!
-Не разоряйте птичьи гнёзда!
-Не ловите ради забавы животных и не приносите их домой!
-Не разжигайте костры, берегите лес от пожара!
 
 
V. Итог.
- Так в чём заключается смысл эпиграфа? (Природу надо изучать, охранять, делать всё возможное. Ведь мы частица природы.)
 
- Общение с природой будит наши мысли и чувства. Но все ваши, даже самые высокие мысли, самые вдохновенные чувства будут бесплодны, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо постоянно творить его. Мы должны принимать посильное участие в том, чтобы сделать наше село, наш край, а значит и большую Родину, богаче и прекраснее. Мы не безучастны к делам и заботам своей Родины и так как сейчас остро встал вопрос по охране природы, мы не должны оставаться в стороне.
 
VI. Рефлексия.
Игра «Это здорово!»
- А сейчас, встаньте в круг. Мы поиграем в игру «Это здорово!»
-Какие же посильные дела по охране природы мы можем сделать? (Участники стоят в кругу. По очереди выходят на середину и говорят о том, что хотят сделать. Остальные, подняв руки вверх, скандируют: «Это здорово!» Начинает учитель.)
- Я предлагаю сделать краеведческий уголок, в котором найдёт отражение всё то, что мы узнали о природе и труде людей.
Я очень рада, что у меня такие отзывчивые дети. Ведь именно ваших знаний, от вашей душевной щедрости и чуткости и начинается настоящая, большая любовь к природе, к Родине.
 
VII. Домашнее задание.
Так как творчество работает на будущее, домашнее задание будет дано творческого характера. Это вопросы для рассуждений и ответов.
 
Карточка 1.
Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. В этой природной зоне несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается – царит темнота. (Зона арктических пустынь)
 
Карточка 2.
До самого горизонта расстилалась холмистая равнина, покрытая снегом. На ней не было видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднелось стадо оленей, да снег скрипел полозьями нарт. (Тундра.)
 
Карточка 3.
Эта природная зона занимает больше половины территории России. Здесь условия для живых организмов более благоприятны, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир гораздо богаче. (Лес)
 
Карточка 4.
С приближением лета с каждым днём становится, всё жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – она пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались травы с узкими листьями. (Степь.)
 
Карточка 5.
Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе. (Пустыня.)
 
 
Карточка 6.
Попав сюда, сразу чувствуешь, что находишься на тёплом юге. Эта зона протянулась узкой полосой по побережью Черного моря. Здесь умеренно жаркое лето и тёплая зима. Море за лето нагревается, а зимой отдает свое тепло воздуху. Горы не пропускают сюда холодных ветров. (Субтропическая зона)
 
Домашнее задание.
Вопросы для рассуждений и ответов.
1. И.П. Павлов великий русский ученый, говорил: «Жестокость унижает достоинство человека.» Согласны ли вы с этим? Приведите примеры, подтверждающие вами рассуждения.
2. Как вы думаете: откуда появляется у людей жестокость, черствость, бездушность. Где искать начало этих отрицательных качеств?
3. Ученые – экологи призывают нас: «Не губите зря растения, животных. Помогайте им расти и жить!» Согласны ли вы с этим призывом? К чему он обязывает всех?
4. Что вас радует в окружающей природе?
5. Какой пейзаж вам больше нравится: весенний, летний, осенний, зимний и почему? Какие чувства вы испытываете?
6. В каких уголках природы вы любите отдыхать? Как относитесь к тому, что вас окружает?
7. Опишите какое-либо дерево, животное, цветок или отдельный уголок природы. Постарайтесь передать их красоту.
8. Чем украшен двор вашей школы, дома, где вы живете? Какие растут там растения. Что сделано вами для их озеленения.
9. Говорят, что больше всего характеризует туриста место, где он отдыхал. Согласны ли вы? Приведите свои примеры.
10. Можно ли разделить доброту на 3 части : доброту к людям, к животным, к природе?
11. Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту? Приведите примеры из своей жизни.
12. Часто можно слышать: любовь к животному и доброта идут рука об руку, рядом, они, как сестры – близнецы. Так ли это? 
Может ли человек быть добр к людям и жесток к животным?
Можно ли согласиться, что человек, который бьёт беззащитное животное, оказывается чутким и сострадательным к людям?

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: