МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Урок русского языка.

Урок русского языка в 5 –м классе по теме «Полные и краткие прилагательные».
Учитель: Иванова Е. Е.
Цели:
1.Дать представление о полной и краткой форме имен прилагательных, о грамматических особенностях кратких прилагательных и их синтаксической роли.
2.Научить различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении.
3.Воспитать интерес к русскому языку, развить творческие способности учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент
2.Повторение
1.Запись предложений под диктовку.
- Определите, к каким частям речи относятся слова с корнем –бел- . Подчеркните данные слова как члены предложения.
1)Прыгает по вырубке белый заяц.
2)Заяц зимой белый.
3) Снег в лесу поражает своей белизной.
4) Белеют в темноте сугробы снега.
Вспомните
1.Что такое имя прилагательное?
2.Как изменяются имена прилагательные?
3.С какой частью речи и каким образом согласуются имена прилагательные?
4.Какова роль в предложении имени прилагательного?
2.Изучение нового материала
1.Загадки
Снесли птички                                                   Щеки  розовы, нос бел
Синенькие яички,                                                В темноте сижу весь день,
Развесили по дереву.                                           А рубашка зелена,
Скорлупа мягкая,                                                 Вся на солнышке она.
Белок сладкий,                                                                               (редис)
А желток костяной.
             (слива)
Ребята, что вам помогло отгадать загадки?
Выпишите все прилагательные в столбик, не забывайте задавать вопрос и выделять окончания.
Яички (какие?) синенькие
Скорлупа (какая?) мягкая
Белок (какой?) сладкий
Желток (какой?) костяной
Щеки (каковы?) розовы
Нос (каков?) бел
Рубашка (какова?) зелена
Все ли прилагательные одинаковы? Чем они отличаются?
На вопросы какой? какая? какое? какие? отвечают полные прилагательные. На вопросы каков? какова? каково? каковы? отвечают краткие прилагательные.
Краткие прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе - по родам.
(запись на доске)
Воздух легок и чист.
В предложении краткие прилагательные обычно являются сказуемыми.
4.Закрепление изученного материала
1.Упр.589
Запишите краткие формы прилагательных.
Узкий - узок, узко, узка;
Резкий- резок, резко, резка;
Мягкий - мягок, мягко, мягка;
Бледный – бледен, бледно, бледна;
Горький – горек, горько, горька;
Страшный – страшен, страшно, страшна.
Подберите антонимы. Что такое антонимы? Образуйте краткую форму от антонимов.
Узкий – широкий – широк
Мягкий – твердый – тверд
Горький – сладкий – сладок
Бледный – яркий – ярок.
2. Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.
1) Для умелой руки все работы легки.
2) Корень учения горек, да плод сладок.
3)Сам стар, да душа молода.
3.Распределительный диктант
Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.
Как вы написали краткие прилагательные колюч и могуч?
У кратких прилагательных с основой на шипящий мягкий знак не пишется.
4. Объяснительный диктант
Весенняя ноч…, возле дач…, снег блестящ…, лесная глуш…, ландыш пахуч…, упругий мяч…, ветер горяч…, черная туш…
5. Сочинение- миниатюра «Описание пасмурного дня»
Используйте краткие прилагательные.
5. Подведение итогов
Фронтальный опрос
1)Что такое имя прилагательное?
2) Как изменяется имя прилагательное?
3) Какую синтаксическую роль выполняет имя прилагательное?
4) Какие две формы имени прилагательного вы знаете?
5)На какие вопросы отвечает краткое имя прилагательное?
6) Как изменяются краткие имена прилагательные?
7) Какую синтаксическую роль выполняют краткие имена прилагательные?
8) как пишутся краткие имена прилагательные с основой на шипящую?
6. Домашнее задание
Упр.596, стр.237.

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: