МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Урок русского языка.

Урок русского языка 9 класс.
Учитель: Иванова Е. Е.
 Тема урока: Повторение по теме: « Обособленные члены предложения»
Цели урока:
1.Повторить и систематизировать знаний об обособленных членах предложения.
2.Формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.
3. Развивать речевые навыки грамотного употребления обособленных и уточняющих членов предложения в различных синтаксических конструкциях.
 4. Подготовка к ГИА.
Ход урока:
1.Организационное начало урока.
2.Обобщение изученного материала.
1.Что такое обособленные члены предложения?
(Обособленные члены предложения – это члены предложения, выделенные интонационно при произношении и при помощи знаков препинания на письме. Это обособленные определения, приложения, обстоятельства, обособленные уточняющие члены предложения.)
2. Расскажите об обособлении определений?
Обособляются:
1.Определения, относящиеся к личному местоимению
2.Согласованные распространенные определения, стоящие после определяемого существительного
3.Согласованные нераспространенные определения, стоящие после определяемого существительного
4.Согласованные определения, стоящие перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение
3. Чем выражены обособленные определения?
1.Причастным оборотом
2.Прилагательным с зависимым словом
3.Одиночными прилагательными
1. Спишите текст. Расставьте знаки препинания.
Бушующее море мчит свои суровые волны осв…щенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеною туч(?). Злая стихия хочет пок…зать свою с…крушительную силу и подн…мает все выше лавины воды перел…вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей спасающихся на обломках мачты.
 
2. Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение.
1.Человек «глотающий книги» похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона.
2.Только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.
3.Книга это друг верный бескорыстный наиболее сведущий.
3. Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения.
1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.
2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать.
3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.
4. Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
А) Поморы, которые жили по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.
Б) Ребята решили сделать остановку у реки, которая виднелась вдали.
5. Корректируя знаки препинания, превратите эти «нескладушки» в правильные предложения.
1.Соперники, упорно борющиеся, на ринге оказались родными братьями.
2.Дом, выстроенный в целях благоустройства, на пустыре уже принимает первых жильцов.
6.В чем особенность данного стихотворения?
Лодорский водопад
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре-
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!
          Роберт Саути.
4.Расскажите об обособлении обстоятельств.
Обособляются:
1.Деепричастные обороты и одиночные деепричастия
2.С предлогом несмотря на
3.С производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.
Не обособляются:
1.Фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия
2.Наречия стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
7. Объяснительный диктант
1.Не вставайте отвечайте сидя.
2.Не рекомендуется читать лежа.
3. Нежданов сознавал себя одиноким несмотря на привязанность друзей.
4.Он всегда все делал спустя рукава.
5.Состав согласно указанию диспетчера был подан на первый путь.
6.Улыбкой ясною природа
   Сквозь сон встречает утро года;
   Синея блещут небеса…
   Или не радуясь возврату
   Погибших осенью листов
   Мы помним горькую утрату
   Внимая новый шум лесов.
А.С.Пушкин
8.Выполните синтаксический разбор.
1.Гребцы бросили весла и поставив парус сами сели на дно шлюпки.
2.Они тихо возились с лодкой привязанной к корме.
5. Расскажите об обособлении уточняющих членов предложения.
Обособляются:
1.Уточняющие обстоятельства места и времени
2.Уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи союзов то есть, или.
3.Уточняющие члены со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и пр.
4. Уточняющие дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, включая, за исключением, наряду.
9.Найдите уточняющие члены предложения, укажите их. Расставьте знаки препинания.
1.Здесь в городе цивилизация спорит в экологией.
2.Взрослые сели пить чай вечером после шести часов.
3.Все поднялись рано с зарей.
4.Разные города даже самые небольшие окружены теперь дачами.
5.Это был Гаврила Степанов или попросту Гаврюшка.
6.В каждой деревне а особенно в лесах частенько совершались чудеса.
7.Никто даже волк не мог поймать колобка.
8.Им спортсменам не привыкать к физическим нагрузкам.
9.C экскурсии ребята вернулись поздно ночью в двенадцать часов.
10.Над водой летали и кричали альбатросы то есть морские чайки.
10.Выборочный диктант.
1.Дружившие с детства, они никогда не расставались.
2.Мы шли ,утопая в песке.
3.Я, запыхавшись, остановился.
4.Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
5.Веселье продолжалось долго, до самого утра.
6.Ягоды, собранные детьми, были вкусны.
7.Он улыбался, несмотря на плохое настроение.
8.Безостановочно неслись туда, на запад, эшелоны.
9.В то время, именно год назад, я еще сотрудничал с журналом.
10.Вопреки предсказанию, погода прояснилась.
3.Подведение итогов
Подведем итоги
-Что мы сегодня повторили на уроке?
- Как вы думаете, почему эпиграфом к нашему уроку послужили слова А.П.Чехова: « Знаки препинания служат нотами при чтении»?
4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите мини-сочинение на тему «Весна», используя обособленные члены предложения.
Карточки для урока русского языка. 9 класс.
Тема урока: Повторение по теме: « Обособленные члены предложения»
1. Спишите текст. Расставьте знаки препинания.
Бушующее море мчит свои суровые волны осв…щенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеною туч(?). Злая стихия хочет пок…зать свою с…крушительную силу и подн…мает все выше лавины воды перел…вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей спасающихся на обломках мачты.
2. Расставьте знаки препинания, найдите лишнее предложение.
1.Человек «глотающий книги» похож на путешественника знакомящегося со страной из окна вагона.
2.Только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло истину и ложь красоту и безобразие.
3.Книга это друг верный бескорыстный наиболее сведущий.
3. Из двух предложений сделайте одно с обособленным членом предложения (устно)
1.На вершине гор лежали густые облака. Они не позволяли различать верхние их очертания.
2.Плох человек. Он ничего не знает и не пытается что-либо узнать.
3.Неожиданно застучали крупные капли дождя. Они заставили нас искать убежище.
4. Замените придаточное предложение обособленным определением, выраженным причастным оборотом. (Устно)
А) Поморы, которые жили по берегам Белого моря, издавна ходили по северным морям.
Б) Ребята решили сделать остановку у реки, которая виднелась вдали.
5. Корректируя знаки препинания, превратите эти «нескладушки» в правильные предложения. (Устно)
1.Соперники, упорно борющиеся, на ринге оказались родными братьями.
2.Дом, выстроенный в целях благоустройства, на пустыре уже принимает первых жильцов.
6. Объяснительный диктант, расставьте знаки препинания.
1.Не вставайте отвечайте сидя.
2.Не рекомендуется читать лежа.
3. Нежданов сознавал себя одиноким несмотря на привязанность друзей.
4.Он всегда все делал спустя рукава.
5.Состав согласно указанию диспетчера был подан на первый путь.
6.Улыбкой ясною природа
   Сквозь сон встречает утро года;
   Синея блещут небеса…
   Или не радуясь возврату
   Погибших осенью листов
   Мы помним горькую утрату
   Внимая новый шум лесов.
А.С.Пушкин
7.Выполните синтаксический разбор.
1.Гребцы бросили весла и поставив парус сами сели на дно шлюпки.
2.Они тихо возились с лодкой привязанной к корме.
8.Найдите уточняющие члены предложения, укажите их. Расставьте знаки препинания.
1.Здесь в городе цивилизация спорит в экологией.
2.Взрослые сели пить чай вечером после шести часов.
3.Все поднялись рано с зарей.
4.Разные города даже самые небольшие окружены теперь дачами.
5.Это был Гаврила Степанов или попросту Гаврюшка.
6.В каждой деревне а особенно в лесах частенько совершались чудеса.
7.Никто даже волк не мог поймать колобка.
8.Им спортсменам не привыкать к физическим нагрузкам.
9.C экскурсии ребята вернулись поздно ночью в двенадцать часов.
10.Над водой летали и кричали альбатросы то есть морские чайки.
9.Выборочный диктант.
 
 

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | Новости | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: