МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

В гостях у казачат хорунжий Калиниченко Павел Николаевич.

16 марта 2017 года к казачатам на классный час пришёл в гости хорунжий Калиниченко Павел Николаевич.  Он  рассказал ребятам о жизни и быте кубанских казаков конца XIX- начала ХХ века. Показал, принесённые им коллекционные экспонаты, семейные реликвии. Казачата узнали, что костюм казака складывался веками.

Казачья форма утвердилась к середине XIX в.: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, баш­лык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Рубахи были двух видов – русская  и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, беш­мет носили навыпуск. Покрой  черкески целиком взят у горских народов Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, полы внизу свободно расходились, не препятствуя широкому шагу воина. Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с широким длинным рукавом и глубоким вырезом на груди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет нижняя рубашка самых разных расцветок. На груди черкески нашивали подкладку для газырей или газырницу. «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. Со временем газыри утратили свое истинное назначение и стали характерным украшением костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными накладками наборный пояс. По тому, как завязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди он означал, что казак отслужил военную службу, перекрещенный на груди говорил, что он состоит на службе, а если концы были заброшены за спину — казак на отдыхе.

Головным убором казаку служила папаха - барашковая шапка с суконным верхом. В неё можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов. На круге, казак всегда должен был находиться в шапке. Снималась она лишь во время молитвы, присяги, была вызовом на поединок, в казачьей хате красовалась на самом видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой бога. В шапки зашивали иконки и охранительные молитвы. Обычай нашивать на папахи и фуражки награды – бляшки с надписями, за что награжден полк, еще больше увеличивал духовную ценность головного убора. За отворот клали особо ценные бумаги и приказы.

Рабочей обувью всем жителям Кубани служили башмаки из грубой сыромятной кожи с пришивной подошвой. Сапоги в конце 18 века носили только зажиточные представители казачьей старшины. В кавказских казачьих войсках винтовка носилась в бурочном чехле кавказского покроя. Шашка – символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет. В церкви, в момент слушания Евангелия, шашки обнажались на половину, что означало готовность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в семье на видном месте. Передавалась от деда к внуку, когда “старик терял силы” и менял шашку на посох. Шашку и шапку казак мог потерять только вместе с головой. На Круге голосовали шашками.

Нагайка является обязательной принадлежностью каждого казака – от генерала до простого казака (разрешается носить за голенищем сапога). Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери спальни. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех, провинившегося не прощены.

Уже в 1915 г. в ходе Первой мировой войны казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного об­разца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Ребята с огромным удовольствием слушали Павла Николаевича, отвечали на вопросы.  Когда  ребята примеряли бурку, папаху, держали в руках нагайку, шашку, глаза их горели от восторга. Это мероприятие произвело на детей положительное впечатление, они узнали  множество любопытной и полезной информации об истории развития казачества, познакомились с вооружением казаков.

 

Классный руководитель: Тимофеева А.В.

Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: