МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 13
г. АРМАВИРА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
 
 

Словари русского языка
www.gramota.ru



 

Владивосток

Владивосток

С первых дней войны переброшенные с Дальнего Востока части сражались на решающих участках фронта. Морская пехота защищала Москву, Ленинград и Сталинград. Корабли и подлодки Тихоокеанского флота охраняли конвои  и топили вражеские суда в Атлантике и на Крайнем Севере. При этом сам Владивосток стал настоящей крепостью, неприступной для японской армады.
Более 70 тысяч жителей Владивостока ушли на фронт, то есть примерно каждый третий. Здесь формировались стрелковые бригады, которые участвовали в самых крупных сражениях Великой Отечественной. Дальневосточники стояли насмерть в 41-м у стен Москвы. Морские пехотинцы-тихоокеанцы вступали в бой прямо с эшелонов. Им даже не успели выдать маскировочные халаты. За черные бушлаты, выделявшиеся на снегу, и яростные атаки враг стал назвать наших морпехов "черной смертью". Они же воевали под Ленинградом, в Сталинграде и на Курской дуге.
При этом ослаблять восточные рубежи командование тоже не могло. Ведь была вероятность нападения Японии. И как главная база Тихоокеанского флота, город был превращен в непреступную крепость. Очень пригодились оставшиеся еще со времен Русско-японской войны фортификационные сооружения. Матросы и горожане строили новые укрепления. Береговая линия ощетинилась стволами 47 стационарных и подвижных батарей разного калибра. Самые большие - 305-миллиметровые — пушки Ворошиловской батареи на острове Русский прикрывали Владивосток с юга.
"Во время Второй мировой войны бороться с этими системами было нереально, тем более с моря. Батарея находится в закрытом огневом рубеже – с моря она не просматривается. А сама может наносить удар в любом направлении на дистанцию до 35 километров. Японцы подходили на 50-мильную зону, но дальше не совались, потому что они знали характеристики наших орудий", - рассказывает смотритель музейного комплекса "Ворошиловская батарея" Георгий Шабат.
В течение всей войны корабли и подлодки Тихоокеанского флота охраняли дальневосточные рубежи. Но часть флота в строжайшей секретности отправили из Владивостока на западные морские театры боевых действий. Так легендарная подлодка С-56 в 42 году в составе отряда из шести лодок совершила сложнейший переход по маршруту Владивосток – Камчатка – Аляска: прошла вдоль западного побережья Америки в Панамский канал, затем поднялась до Канады, пересекла Атлантику и пришла на Северный флот. В пути подлодки дважды попадали в сильнейший шторм, не раз были атакованы врагом. Сегодня С-56 стала музеем и визитной карточкой корабельной набережной Владивостока.
"Закрываем ее и по команде "пли" производим выстрел. И таким образом экипаж этой подводной лодки совершил много атак. В результате 10 потопленных и 4 поврежденных корабля. Командир стал героем. Экипаж – полностью орденоносный", - сообщил заведующий филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота Андрей Косицин.
В свои 92 ветеран подводного флота Владимир Майстер прекрасно помнит, как участвовал в операциях 45-го года на восточном фронте в боях с Японией. Его лодка в составе группировки из 28 субмарин прикрывала высадку нашего десанта у берегов Сахалина, Курил и Кореи. Тогда в проливе Лаперуза погибла подлодка Л-19 со всем экипажем.
"54 человека экипаж и 3 курсанта нашего курса. Мой хороший друг Вячеслав Козьмин - лейтенант, который погиб на этой лодке", - говорит ветеран Владимир Майстер.
Имена тысяч павших воинов-тихоокеанцев увековечены на плитах мемориала в центре приморской столицы. Боевые потери нес и торговый флот Владивостока. 47 гражданских судов, перевозивших грузы по ленд-лизу в СССР из США и Канады, не вернулись в порт приписки. Пароходы курсировали без боевого охранения между портами западного побережья Северной Америки и нашим Дальним Востоком. Их бомбили и торпедировали на пути следования через Тихий океан. Эти маршруты получили название "огненных рейсов". В них участвовала уроженка Владивостока, первая в мире женщина капитан дальнего плавания Анна Щетинина.
Экипажам не хватало мужских рабочих рук, поэтому в команды стали набирать совсем мальчишек - юнгами. В свой первый рейс в Америку Иван Сокурт ушел в 15 лет. Второе плавание затянулось на два года. Во Владивостоке родные сочли его погибшим.
"Иду к себе домой, а там пацаны-то все знают меня, они бегом к матери и говорят, что Иван пришел. Мать бежит, не верит, как так: уже похоронили, а тут живой. Она говорит, как так сынок, тебя же похоронили. Я говорю: нет, мама, это просто ошибка", - рассказывает ветеран Иван Сокурт.

Самолеты, танки, оружие и боеприпасы, одежда и продовольствие – всего около 9 миллионов тонн. Здесь свой трудовой подвиг совершали докеры и железнодорожники, которые круглосуточно разгружали суда и тут же формировали эшелоны для отправки на фронт. Более половины всех поставок по ленд-лизу в СССР прошло через порт Владивостока.



Поиск по сайту

Сведения об образовательной организации






Школа - победитель конкурса инновационных школ.


 
Главная | История | Фотогалерея | Публичный отчет | Контакты | Об использовании материалов сайта
Размещение сайта: